Как тренировать память?
23.01.2021
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ?
v
Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная
тренировка памяти. Нужно выделять для этого хотя бы 20—25 минут в день. Следует
знать, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая
и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает
постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии
значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к
19 часам).
v
Понятно, что абсолютно всё запомнить невозможно. Поэтому из потока
информации необходимо выбрать наиболее существенное. Решив для себя, какая
именно информация необходима, четко сформулировать познавательную цель.
Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие
еще здания принадлежат этому зодчему?» Следует решать больше задач и выполнять
практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо
запомнить.
v
Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго,
является наличие интереса к ней. Нужно стараться расширять свой кругозор. Чем
больше человек знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения
информации зависит от концентрации внимания. Внимание — это резец памяти: чем
оно острее, тем более глубокие следы оставляет.
v
Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции.
Следует придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая
у себя определенные чувства. Информация, которая безразлична, плохо
запоминается.
v
Непременным условием хорошего запоминания является понимание того,
что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила,
формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать
дословно.
v
Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего
от активности и самостоятельности при ее усвоении. Психическая активность
проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении
изучаемого материала. Материал следует представлять, воображать, одновременно
проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к
собственным формулировкам.
v
Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний,
являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие
плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом.
v
Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха.
Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент
его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если
полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% ее
забывается.
v
Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела,
стараясь отделить главное от второстепенного.
v
Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление
информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание про себя и вслух, при
помощи движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изобрести свой
собственный, уникальный способ повторения материала.
v
Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме,
а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать
писать шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись
этим процессом, все же не нужно забывать, идя на экзамен, оставлять продукты
своего творчества дома.
v
Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей
человека, а также от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее
продуктивно в вечернее время, у других — утром. Наименее эффективно заучивание
днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро.
Обширный материал лучше делить на небольшие группы.
v
Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые
несколько превышают возможности. Говорят, что правильно забыть — наполовину
вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть
устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и
т.п.
v
Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера
человека. Так, холерики быстро запоминают, но быстро и забывают. А флегматики,
наоборот, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти –
дисциплинированность и организованность. Запоминание — это труд, и труд
нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и
упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного
и прочного запоминания.
Деятельность мозга и
питание
Всегда, а во время
экзамена особенно, следует заботиться о своем здоровье. В это трудное время
нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причем самой обычной, можно
стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе.
Что происходит в мозгу?
Там непрерывно работают
свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других.
И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы
сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев,
клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг
ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что ест
человек, решающим образом сказывается на работоспособности его мозга.